ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 63RS0041-01-2024-006776-13 |
Дата поступления | 25.10.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Никитина Светлана Николаевна |
Дата рассмотрения | 21.11.2024 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 25.10.2024 | 10:11 | 25.10.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 25.10.2024 | 12:51 | 25.10.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 29.10.2024 | 18:00 | Административное исковое заявление принято к производству | 30.10.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 29.10.2024 | 18:01 | 30.10.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 29.10.2024 | 18:02 | 30.10.2024 | ||||||
Судебное заседание | 21.11.2024 | 12:00 | 209 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 30.10.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 05.12.2024 | 23:59 | 21.11.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 27.12.2024 | 11:57 | 14.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат Самарской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г. Самары | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия Советского внутригородского района г.о. Самара | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Соломко Андрей Сергеевич | ||||||||
АДВОКАТ | Тягаева Татьяна Олеговна |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2024 года г.Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4813/2024 по административному исковому заявлению Соломко А.С. к Призывной комиссии Советского внутригородского района г.Самары, Военному комиссариату Самарской области об отмене решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Соломко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Советского и Железнодорожного районов г.Самары Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии.
В обоснование требование указано, что 22.10.2024 Призывной комиссией военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары в отношении него было вынесено решение о призыве на военную службу, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Соломко А.С. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 27 лет и в соответствии со ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», он как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении им возраста 27 лет должен был быть уволен в запас. Соломко А.С. в октябре 2024 обратился в военный комиссариата для увольнения в запас, но как ему там пояснили, предельный возраст был повышен до 30 лет, и Соломко А.С. не подпадает под действие предыдущей редакции. С указанным решением Соломко А.С. не согласен, так как право на увольнение в запас у него возникло еще до принятия изменений о повышении предельного призывного возраста.
В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата Советского и Железнодорожного района районов г.Самара Самарской области от 221.02.204 в отношении Соломко А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р. о призыве на военную службу.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика были привлечены Призывная комиссия Советского внутригородского района г.Самары, Военный комиссариат Самарской области.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков. заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат Тягаева Т.О. на иске настаивала.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Закон N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (абзацы 2 и 5 пункта 1 статьи 10 Закона N 53-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Судом установлено, что Соломко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено временное убежище на территории РФ (л.д.74).
09.02.2021 Соломко А.С. получил паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.49), то есть в возрасте 24 года, однако установленные статьей 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанности Соломко А.С. не исполнил, на воинский учет в военный комиссариат по месту своего жительства не встал, чем были созданы препятствия к проведению в отношении него административным ответчиком призывных мероприятий.
Сведений о трудоустройстве Соломко А.С. также не имеется. Ранее он состоял на воинском учете будучи гражданином <адрес> по своему месту жительства в <адрес>.
В редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до 01.01.2024 статьей 10 указанного закона, подпунктом "а" пункта 14, пунктом 34, подпунктами "а" и "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 (далее - Положение о воинском учете), установлено, что воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежали граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания и не пребывающие в запасе; первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении, в частности, образования, места работы (учебы) или должности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 27 лет, и только 23.09.2024 он встал на первичный воинский учет, после медицинского освидетельствования был призван на военную службу решением призывной комиссии от 22.10.2024 с категорией годности Б (л.д.34).
Действующая с 1 января 2024 года редакция подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ увеличила предельный возраст призыва на военную службу до 30 лет.
Обжалуемое решение о призыве на военную службу призывной комиссией было принято в связи с изменением с 01.01.2024 Федерального закона №53-ФЗ. Согласно данных изменений, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт "а" части 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ в редакции от 04.08.2023).
Однако на момент принятия данных изменений Соломко А.С. уже достиг возраста 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, после 01.01.2024 он не подлежит призыву на военную службу, поскольку действие данного закона на него не распространяется в связи с достижением 27 лет к моменту принятия данных изменений. Данная позиция согласуется со статьей 54 Конституции РФ, которая гласит, что закон, обратной силы не имеет.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления от 30 октября 2014 года N 26-П указал, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
При этом подчеркнул необходимость принимать во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами, например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В силу абзаца 1 пункта 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 поименованного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Между тем, административным ответчиком данный вопрос не рассматривался.
В связи с изложенным, суд полагает, решение призывной комиссии о призыве Соломко А.С. на военную службу в условиях достижения им возраста 27 лет до начала действия редакции от 02.10.2024 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является незаконным и подлежит отмене.
Доводы административного ответчика, что поскольку Соломко А.С. на момент принятия изменений в законе на воинском учете не состоял, поэтому он не подпадает под действие ст.52 Федерального закона в части передачи в запас, как достигший предельного возраста пребывания на воинском учете граждан, подлежащих призыву и подлежит призыву на военную службу на общих основаниях, судом не принимаются.
Так, согласно пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в редакции 05.08.2023, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, электронное личное дело, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Соломко А.С. к Призывной комиссии Советского внутригородского района г.Самары, Военному комиссариату Самарской области об отмене решения о призыве на военную службу - удовлетворить.
Решение призывной комиссии Военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г.Самары от 22.10.2024 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о призыве на военную службу Соломко А.С. – отменить.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2024.
Судья:
